Русская традиция банных дней – это целый ритуал, для многих современных людей непонятный, а для иностранцев порой даже пугающий. Тем не менее, банная традиция связана не просто с мытьём. Баня испокон веку была на Руси местом омовения, сродни очищению.
Поэтому не удивительно, что банный день выпадал на субботу, когда к воскресной службе люди просыпались чистыми не только телом, но и душой.
Баня
Кто жаждет очищения души,
Тот ходит в церковь беспокоить бога;
Но есть, для тех, кто много нагрешил,
Еще одна не худшая дорога.
Я говорю о бане городской-
Входи как в храм, не надо суетиться.
Предмет для ритуала взял с собой-
Дубовый веник? Очень пригодится.
Теперь неважно кто по жизни ты,
Король иль шут, чиновник иль бродяга-
Разделись, обнажили животы,
И толстый жлоб, и тощий доходяга.
В сознании отсутствия вины
Легко быть к покаянию готовым.
И так же, как пред богом мы равны
Мы все равны под веником дубовым.
Служитель «храма» растворил елей
Прополиса в чаплыжке с длинной ручкой,
Шмальнул на камни – стаей голубей
Рванулся пар, схватив меня в колючки.
Взамен кадила служит простыня;
Он машет, машет ей, не уставая,
И входит, входит волнами в меня
Блаженство райское, как проповедь святая.
Куда послать хорошие слова
Молитвы за такого человека?
А вот, и расписные купола
На голом торсе ветерана-зека.
Но если благодать не снизошла
Сойди к ней сам в холодную водицу-
Душа в мгновение вышла и вошла
А это значит — заново родиться.
А за причастием мы к банщику идем,
Есть у него все, что бы ты ни чаял,
Встречает он и водкой, и вином,
И пивом, и, конечно, вкусным чаем.
И с чистым телом, светлою душой
Я выхожу на общую дорогу.
Кто с рынка, кто из храма — мир большой.
И каждый думает, что он угоден богу.
Николай Дятлов